Борзенко Е.В.
Кандидат ветеринарных наук,
ветеринарный врач Красногвардейской УВЛ ЮАО г. Москвы
Ватников Ю.А.
Доктор ветеринарных наук, профессор
Российский университет дружбы народов (РУДН)
В работе представлен метод диагностики краниовертебральной патологии у собак карликовых пород. В основе предложенного краниоэнцефалометрического метода лежит алгоритм оценки степеней патологии краниовертебральной зоны. Соединяя линиями различные анатомические структуры и математически вычисляя индексы, возможно унифицировать данные томограмм и рентгенограмм, оценить глубину патологии в баллах и провести диагностику заболеваний, несмотря на значительную разницу в размерах и анатомическом строении краниовертебральной зоны у собак.
Представление о структурных и функциональных особенностях краниовертебральной зоны собак заслуживает в последние годы особого внимания по причине увеличения поголовья карликовых пород и участившихся случаев проявления неврологических заболеваний. В научной литературе уделяется большое внимание врожденной и приобретенной патологии краниовертебральной зоны (КВЗ) [2; 5; 6; 7; 8]; отдельные ее проявления с успехом подвергаются хирургической коррекции. Однако на сегодняшний день нет глубокого и разностороннего подхода к сути возникновения и развития патологии КВЗ, а описательные аспекты основывается на источниках гуманитарной медицины. При этом всестороннее изучение изменений краниовертебральной зоны, анатомо-топографическая и патогенетическая их характеристика, выявление патогномонического признака, а также создание диагностических критериев и разработка прогностической оценки развития различных заболеваний составляют актуальное и перспективное направление в области неврологических нарушений у собак карликовых пород. В этой связи целью настоящего исследования являлось уточнение отдельных патологических изменений и разработка методов диагностики краниовертебральных аномалий, а также создание алгоритма определения физиологической нормы и патологии краниовертебральной зоны у собак карликовых пород.
Материалы и методы исследования. Изучение метрических параметров проводили на компьютерном томографе Toshiba Asteion TSX-021B, при этом выявляли корреляцию метрических и анатомо-топографических показателей в норме и при патологии. Общее количество животных различных пород составило 200 особей обоего пола в возрасте до 7 лет. На томограммах этих собак сравнивали срединные сагиттальные срезы и оценивали соотношения структур черепа между собой, а также структур черепа с первыми шейными позвонками. В основу изучения нормы и патологии КВЗ положены методы краниометрии и спондилометрии собак карликовых пород, а также, в качестве контроля и сравнительного анализа полученных данных, беспородных собак живой массой от 6 до 40 кг.
В связи с большой разницей в анатомическом строении этого региона у собак различных пород и стремлением к унификации морфометрических показателей нами был предложен краниоэнцефалометрический метод, в основу которого заложена методика оценки метрических значений внутренней поверхности черепа (наружной поверхности головного мозга); тем самым разнообразное строение костей черепа у собак различных пород приводится к единому знаменателю. С помощью пересчета числовых значений нами выведены индексы, характеризующие патологическую картину и степень ее тяжести, которую мы представили в баллах от 0,5 до 5, что необходимо для прогноза развития патологии, выраженного в цифровых значениях.
Результаты исследований. Полученные в результате исследований данные показали ряд закономерностей, которые позволили выработать определенный алгоритм диагностических исследований. Изучение краниовертебральной области выполняли на срединной сагиттальной томограмме; на снимках определяли следующие анатомо-топографические ориентиры (точки) (рис. 1, 2).
Анатомо-топографические ориентиры, предлагаемые нами, основываются на позициях, которые у собак постоянны:
- базион — вентральный край большого затылочного отверстия (Б);
- опистион — дорсальный край большого затылочного отверстия (О) (как правило, отсутствует у собак карликовых пород);
- каудальная точка на внутренней поверхности затылочной кости (В);
- точка, проецируемая точкой В на внешней стороне затылочной кости (В1);
- дорсальная точка на внутренней поверхности костей свода черепа (П1);
- каудальный край твердого неба (П);
- наиболее выступающая дорсальная точка спинки турецкого седла (C);
- верхушка зубовидного отростка эпистрофея С2 (Д);
- вентральная точка основания зуба эпистрофея С2 (Э1);
- дорсальная точка середины тела С2 (Э2);
- вентральная точка каудального края гребня С2 (Э3);
- вентральная точка краниального края гребня С2 (Э4);
- краниальная точка гребня С2 (Э5);
- краниальный край дорсальной дужки атланта С1 (А);
- каудальный край дорсальной дужки атланта (А1);
- краниальный край вентральной дужки атланта (А2); — каудальный край вентральной дужки атланта (А3);
- вентральная точка каудального края дужки (С3).
В дальнейшем между данными точками проводили линии и вычисляли относительные метрические и угловые величины для оценки степени патологии краниовертебральной зоны.
Для выведения индекса черепа используются четыре точки: Б, В, П1 и С. От первых трех проводятся линии, пересекающиеся в точке С. Линия С-П1 называется туррицефальной линией. Линия С-В называется импрессионной линией. Затем измеряются расстояния С-П1, С-В и С-Б. Линия, соединяющая точки С-Б, называется линией ската мозга. Отношение длины этой линии к длине линии С-В, умноженное на 100, называется импрессионным индексом (ИИ), а к длине линии С-П1 (×100) — туррицефальным индексом (ТИ). Между линиями С-П1 и С-Б должен быть угол примерно 90 градусов (рис. 3, 4, 5).
Как следует из рис. 5, ИИ равен 57, ТИ равен 46. Здесь присутствует окципитальная (вертеброокципитальная) импрессия. Аналог из гуманитарной медицины — черепо-лицевой дизостоз, синдром Крузона — сочетание недоразвития костей черепа с преждевременным закрытием черепных швов, гипертелоризмом, экзофтальмом, косоглазием, крючковатой формой носа и пр.
В результате исследований при выведении индексов черепа у собак установлено, что собаки с туррицефалией (выпуклый свод черепа) (туррицефальный индекс (ТИ) ≤ 60) и выраженной импрессией (уплощение чешуи затылочной кости, ее вклинение в полость черепа) (импрессионный индекс (ИИ) ≤ 70) только в сочетании с гипоплазией костей черепа имеют высокую вероятность патологий КВЗ (данную патологию мы предлагаем оценить в 0,5 балла). Также гипоплазия костей мозгового черепа: лобной кости с фронтальным синусом, костей свода черепа и, самое главное, затылочной кости четко коррелирует с гипоплазией атланта, особенно его вентральной дужки.
Для оценки степени импрессии зуба эпистрофея в спинномозговой канал мы предлагаем показатель «дентальная импрессия», получаемый проведением на томограмме небно-базионной линии — касательной каудального края твердого неба (П) и базиона (Б) — вентрального края большого затылочного отверстия. В норме у собак зубовидный отросток эпистрофея не выходит за пределы линии или выходит по касательной менее чем на 1/4 своей длины. Таким образом, мы выделяем следующие степени дентальной импрессии (рис. 6 и 7):
- 1-я степень (легкая) — зубовидный отросток эпистрофея выходит за пределы линии на 1/3 своей осевой длины (0,5 балла);
- 2-я степень (средняя) — зубовидный отросток эпистрофея выходит за пределы линии в пределах от 1/3 до 1/2 своей длины (1,5 балла);
- 3-я степень (тяжелая) — зубовидный отросток эпистрофея выходит за пределы линии на 1/2 своей длины и более (2 балла).
Для оценки степени гипоплазии вентральной дужки атланта мы предлагаем «атлантодентальный индекс» — отношение кранио-каудальной длины вентральной дужки атланта к кранио-каудальной длине зуба эпистрофея (в среднесагиттальной плоскости). Норма — 0,8—1; менее 0,8 — гипоплазия (1 балл), слияние — 2 балла (рис. 8). При этом мы отмечали, что гипоплазия атланта коррелирует с гипоплазией поперечной связки атланта.
«Индекс дисконгруэнтности сустава» между зубом эпистрофея и атлантом, (сустава Крювелье) оценивали посредством проведения линии касательно суставной поверхности зуба эпистрофея (С2), к указанной линии проводили перпендикуляр касательно краниального края вентральной дужки атланта (рис. 9). Степень дисконгруэнтности оценивали следующим образом:
- 1-я степень (легкая) — зубовидный отросток эпистрофея выходит за пределы линии на 1/3 своей осевой длины и менее (0,5 балла);
- 2-я степень (средняя) — зубовидный отросток эпистрофея выходит за пределы линии в пределах от 1/3 до 1/2 своей длины (1 балл);
- 3-я степень (тяжелая) — зубовидный отросток эпистрофея выходит за пределы линии на 1/2 и более (1,5 балла).
Степень вклинения дорсальной дужки атланта в полость черепа оценивали как «индекс атлантной импрессии». Для этого выстраивали линию, которая проходит касательно наружной поверхности затылочной кости и при этом пересекает небно-базионную линию под прямым углом (рис. 10):
- 1-я степень (легкая) — дорсальная дужка атланта касается либо на 1/4 своей длины выходит за пределы этой линии (0,5 балла);
- 2-я степень (средняя) — дорсальная дужка атланта выходит за пределы линии в пределах от 1/3 до 1/2 своей длины (1,5 балла);
- 3-я степень (тяжелая) — дорсальная дужка атланта выходит за пределы линии на 1/2 и более (2 балла).
Для оценки степени дислокации атлантоокципитального и атлантоосевого суставов измеряется «дентальный угол» — угол между линией, соединяющей наиболее выступающую точку спинки турецкого седла и базиона, и линией, проходящей по суставной поверхности зуба эпистрофея (рис. 11). Норма — угол менее 20 градусов; 20—40 градусов — степень дислокации 0,5 балла; свыше 40 градусов — 1 балл.
«Краниоатлантное расстояние» — расстояние от вентрального края базиона до краниального края вентральной дужки атланта — должно быть не менее среднесагиттальной длины вентральной дужки атланта. Уменьшение этого расстояния — средняя степень дисплазии (0,5 балла), слияние — тяжелая степень дисплазии (2 балла) (рис. 12).
Оценка «атлантоаксиальной дисплазии-дислокации» применима как для рентгеновских, так и для КТ-исследований [4]. Первую линию проводим касательно точек краниального и каудального краев дорсальной дужки атланта. Следующую линию проводим касательно самой вентральной точки краниального края гребня и наиболее вентральной точки каудального края гребня эпистрофея (рис. 13). Измеряем вентральный угол между данными линиями: 180 градусов — норма; в пределах от 160 до 180 градусов — средняя степень дислокации (1 балл); менее 160 градусов — тяжелая степень дислокации (2 балла).
Диспластическая и диспластическо-травматическая дорсальная дислокация» эпистрофея в сагиттальной плоскости связана с аплазией или дислокацией зуба и тела аксиса, приводящих к выраженной компрессии спинного мозга (5 баллов) (рис. 14).
«Индекс дентальноатлантной асимметрии» оцениваем на снимках, выполненных в дорсо-вентральном положении — асимметричное положение зубовидного отростка С2 по отношению к боковым массам атланта, наклонное положение зубовидного отростка С2 к атлантоаксиальным суставам: ассиметричное положение зуба эпистрофея — 0,5 балла; слияние — 1 балл (рис. 15).
Заключение. Всесторонний анализ научной литературы и собственный опыт показывают, что патология КВЗ может быть обусловлена дисплазией затылочной кости, двух первых шейных позвонков, их суставных и связочных элементов, сопровождаться дислокацией элементов этой зоны с компрессией спинного и головного мозга, клинически проявляться нарушениями неврологического характера у собак карликовых пород в возрасте от 5 месяцев до 3 лет.
Нами установлено, что гипоплазия костей мозгового черепа: лобной кости с фронтальным синусом, костей свода черепа и, самое главное, затылочной кости коррелирует с гипоплазией атланта, особенно его вентральной дужки. Гипоплазия затылочной кости и вентральной дужки атланта коррелирует с гипоплазией связочного и суставного аппарата окципито-атланто-аксиального сочленения. Это, в свою очередь, приводит к нестабильности и дислокациям элементов данной области. На основе проведенных исследований разработан алгоритм оценки степени патологий краниовертебральной зоны с использованием краниоэнцефалометрического метода. Выстроенные линии и вычисленные по ним индексы, являющиеся относительными величинами, позволяют обойти абсолютные метрические значения и унифицировать данные рентгенограмм и томограмм, а также провести точную диагностику, несмотря на значительную разницу анатомического строения и размеров черепов собак различных пород.
Проведенные исследования позволили нам констатировать, что краниовертебральная аномалия — это врожденная патология краниовертебральной зоны, обусловленная дисплазией затылочной кости и двух первых шейных позвонков, связочных и суставных структур, сопровождающаяся дислокацией элементов этой зоны и, как следствие, компрессией спинного мозга и головного мозга с нарушениями неврологического, гематодинамического и ликвородинамического характера, проявляющаяся у собак карликовых пород в возрасте от 5 месяцев до 3 лет.
Оценивая тяжесть клинических симптомов поражения центральной нервной системы у животных (от неадекватного поведения, дисметрии вплоть до ступора и комы), а также степень поражения головного и спинного мозга на томограммах, мы разработали балльную систему оценки степени дисплазии КВЗ (краниовертебральной зоны):
- 4 балла и менее — легкая степень (условная норма для собак карликовых пород, возможен тремор, спонтанное беспокойство, на томограммах — гидроцефалия 1—2-й степени);
- 4—6 баллов — средняя степень (дисметрия, нарушение координации движений, тетрапарезы, дезориентация в пространстве, единичные эпилептические приступы, на томограммах — гидроцефалия 2—4-й степени);
- 6 баллов и выше — тяжелая степень: сопровождается дезориентацией, тетрапарезами, нистагмом, единичными и множественными эпилептическими припадками вплоть до статуса, заторможенностью вплоть до ступора и комы; на томограммах проявляется как гидроцефалия 3—4-й степени.
- Ветрилэ С.Т., Колесов С.В. Кранио-вертебральная патология. — М.: Медицина, 2007.
- Воронцова И.Н., Ягников С.А. Дорсальная стабилизация при атлантоаксиальной нестабильности у карликовых пород собак / Сборник статей I Международной НПК преподавателей, молодых ученых и аспирантов аграрных вызов РФ. — М., 2009. — С. 162—165.
- Ульрих Э.В., Мушкин А.Ю. Вертебрология в терминах, цифрах, рисунках. — СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2006.
- Лобзин В.С., Полякова Л.А., Сидорова Т.Г. Неврологические симптомы при краниовертебральных дисплазиях // Журн. неврологии и психиатрии. — 1989. — № 9. — С. 12—16.
- Ягников С.А., Семченкова М.Л., Корнюшенков Е.А. и др. Стратегия оперативного лечения атлантоаксиальной нестабильности у собак карликовых пород // Российский ветеринарный журнал. — 2008. — № 1. — С. 9—13.
- Hosono N., Yononobu K., Kazyoshi Ph. D. et al. Traumatic anterior atlanto-occipital dislocation // Spine. — 1993. — Vol. 18. — № 6. — P. 786—790.
- Lee C., Wooddring B., Coldstein S. et al. Evolution at traumatic atlanto-occipital dislocation // A.J.N.R. — 1987. — Vol. 8. — № 1. — P. 19—26.
- Anderson L.D., D’Alonzo R.T. Fractures of the process of the axis // J. Bone Joint Surg. — 1974. — Vol. 56. — P. 1663—1674.